Головной центр испытаний,
сертификации и стандартизации
В повседневной жизни и в процессе решения производственных задач, как рядовые граждане, так и руководители постоянно стоят перед выбором. Этот выбор обусловлен необходимостью минимизировать вероятные потери (финансовые, имиджевые, временные и др.) от заказа товаров или услуг у ненадёжного и малоизвестного партнёра. В наше время такие потери могут оказаться роковыми. Чем же мы руководствуемся выбирая того или иного специалиста, фирму, ВУЗ, школу, поликлинику? Как правило, либо личным жизненным опытом, полагаясь на свою интуицию, либо отзывами других людей. Насколько надёжен такой подход? Ответов может быть множество. Но все они будут носить субъективный характер и не позволят сформировать обобщённый подход и критерий оценки пока не будут даны определения самим понятиям «опыта» и «деловой репутации». Дав определения этим понятиям, узаконив их, мы получим объективный подход к оценке и выбору партнёра, имеющего такой уровень знаний, умений и опыта, который позволит удовлетворить наши требования к товару или услуге, согласовав их с нашими ожиданиями по финансовым затратам на них.
Таким образом, именно ожидания и требования общества побудили Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердить и ввести в действие национальные стандарты по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует следующие стандарты позволяющие оценивать опыт и деловую репутацию:
ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» (дата введения в действие - 01.05.2018)
ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы»
ГОСТ Р 66.1.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование»
ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания»
ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций»
ГОСТ Р 66.9.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, производящих и реализующих пожарно-техническую продукцию»
ГОСТ Р 66.9.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты»
ГОСТ Р 66.9.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации организаций, выполняющих перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов»
ГОСТ Р 66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций»
В стандартах даны чёткие и однозначные определения интересующих нас понятий:
«3.1 деловая репутация: Совокупность характеристик, которая определяет уровень доверия и мотивации для обращения к услугам или приобретения товаров оцениваемого субъекта предпринимательской деятельности».
«3.3 субъекты предпринимательской деятельности: Индивидуальные пред-приниматели и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью на профессиональной и постоянной основе в целях система-тического извлечения прибыли от продажи (реализации) продукции, выпол-нения работ или оказания услуг».
«4.3 Стандарты системы обеспечивают:
- повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности;
- проведение объективной оценки субъектов предпринимательской деятельности на основе единого подхода и методологии;
- оказание помощи потребителям в компетентном выборе поставщиков товаров, услуг, работ».
Введением вышеуказанных ГОСТов государство даёт обществу критерии единообразной объективной и достоверной оценки, как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям занимающихся реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. При этом для потребителя сам факт наличия такой оценки является основополагающим критерием выбора субъекта предпринимательской деятельности. Наличие оценки деловой репутации является для организации сугубо добровольным делом, а нежелание получить такую оценку ДОЛЖНО сразу насторожить потребителя. Следует отметить, что любая организация может самостоятельно провести самооценку своей деловой репутации с целью выявления узких мест и негативных факторов, не позволяющих занять лидирующие позиции на рынке и максимально удовлетворить запросы потребителей. По результатам самооценки организация может обратиться в специализированные организации, такие как Учреждение «Государственный центр испытаний, сертификации и стандартизации» (ГоЦИСС), ООО «Северо-Западный центр сертификации и стандартизации» (ООО «СЗЦ») или другие организации, имеющие в штате высококвалифицированных экспертов в области оценки соответствия, опыт работ, необходимые полномочия и соответствующую репутацию.
Очень важно выбрать именно ту организацию и тот орган по сертификации, результатам оценки которого будут доверять все заинтересованные стороны, поскольку при рассмотрении сертификата и индекса деловой репутации государственные заказчики и просто бдительные потребители невольно задаются вопросом: «А судьи кто?».
Нужно отметить, что за добросовестное внедрение системы оценки опыта и деловой репутации, в том числе отвечает и Национальная репутационная комиссия, в состав которой входят видные общественные деятели, ученые и представители отраслевых объединений.
Сегодня оценка опыта и деловой репутации уже нашла широкое применение в сфере государственных закупок, так согласно Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе», государственный заказчик при проведении торгов имеет право устанавливать не только стоимостные критерии, но и требования к наличию у участников торгов необходимого опыта и подтвержденной деловой репутации. В этом случае деловая репутация участника закупки определяется сертификатом, с индексом деловой репутации, рассчитанным в соответствии с установленными требованиями.
Порядок проведения экспертной оценки специализированными организациями (органами по сертификации) строго регламентирован государством, лишён субъективизма, предвзятости, заинтересованности и действительно даёт потребителю инструмент объективного выбора исполнителя его пожеланий, когда его ожидания будут совпадать с реальными характеристиками проданных ему товаров, оказанных услуг и проделанной работы.
Оформить заявку |
Консультация |
Звонок |
Не нашли нужный город?
Свяжитесь с нами по номеру +7 (800) 551-02-24
Мы работаем по всей России
Ваша заявка принята. Мы скоро Вам перезвоним.
Ваша заявка принята. Мы скоро Вам перезвоним.