- Международная и национальная стандартизация в области систем менеджмента, основанных на принципах HACCP: ISO 22000, ГОСТ Р ИСО 22000, ГОСТ Р ИСО 51705-1, схема сертификации FSSC 22000, BRC, IFS, GMP. Технический регламент «О безопасности пищевых продуктов» № 021/2011.
- Требования торговых сетей и компаний к безопасности пищевой продукции поставщиков в части системы HACCP.
- Принципы HACCP.
- Проведение анализа рисков.
- Определение Критических Контрольных Точек (ККТ).
- Определение критических пределов для каждой ККТ.
- Установление системы мониторинга ККТ.
- Установление корректирующих действий.
- Установление процедуры ведения записей.
- Установление процедур проверки системы HACCP.
- Этапы внедрения принципов HACCP. Организационные и подготовительные мероприятия.
- Разработка политики в области безопасности пищевой продукции.
- Создание группы HACCP.
- Характеристика продукции.
- Подготовка информации о производстве.
- Разработка технологических схем.
- Документирование:
- Программы предупреждающих действий.
- План ХАССП.
- Документация ХАССП. Различные подходы к оформлению документации системы ХАССП.
- Аудит торговых сетей, проверки Роспотребнадзора. Особенности, анализ ключевых требований, варианты выполнения требований (опыт, рекомендации).
ХАССП (ТР ТС 021/2011)
С 15.02.2015 г. все предприятия при осуществлении процессов производства и реализации пищевой продукции, обязаны разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (англ. - НАССР).
Основная цель выполнения принципов ХАССП - Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации
Пройдя процедуру сертификации на соответствие выполнения на предприятии принципов ХАССП (далее - сертификация ХАССП) Вы сможете получить объективную квалифицированную оценку правильности выполненных мероприятий, подтвердить выполнение требований законодательства, а также расширить рынки сбыта продукции. Помимо этого, сертификат на соответствие принципам ХАССП сегодня требуют представлять большинство торговых сетей России при заключении договоров на поставку продукции, а также производители следующей ступени создания пищевой продукции от своих поставщиков (например, производители конечной продукции от производителей сырья и материалов).

Процедуре сертификации ХАССП предшествует большая работа по разработке и внедрению записей и процедур, таких как:
Оказание методической помощи в разработке и внедрении процедур
Анализ и оценка действующих документов на предприятии в области пищевой безопасности.
Предварительный аудит производства по предоставленным фотоматериалам с описанием соответствий и рекомендаций по устранению несоответствий
Оказание методической помощи в создании нормативной базы в области пищевой безопасности.
Оказание методической помощи в создании группы безопасности пищевой продукции.
Предоставление проектов документов и оказание методической помощи в их доработке:
-Приказ о создании группы безопасности пищевой продукции.
- Руководство по качеству.
- Управление документацией и записями.
- Анализ опасностей.
- Характеристики сырья и материалов, готовой продукции.
- Cхемы, этапы производства.
- Анализ опасностей.
- План ХАССП, включающий корректирующие действия.
- мониторинг и измерение ККТ.
- Обязательства руководства.
- Управление внутренними проверками.
- Политика в области качества и безопасности.
- Инструкции по уборке, мойке, дезинфекции помещений, оборудования.
- Управление несоответствующей продукцией.
- Правила личной гигиены.
- Анализ руководства и др.
Оказание методической помощи в доработке документов.
Оказание методической помощи во внедрении разработанных процедур.
Наличие сертификата на соответствие принципам ХАССП является официальным свидетельством о наличии в организации внедренных процедур основанных на принципах ХАССП и полному соответствию требованиям ТР ТС 021/2011 для следующих заинтересованных сторон:
Роспотребнадзор;
Контролирующие органы;
Дистрибьюторы;
Заказчики;
Конечный потребитель.
-
Дополнительная информация
-
Обучение ХАССП, основные вопросы. Разработка и внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе принципов HACCP
Как разработать и внедрить систему хассп и избежать штрафов надзорных органов
Все производители пищевой продукции в государствах Таможенного Союза в соответствии с обязательным требованием Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) обязаны осуществлять процессы производства на основе принципов ХАССП. С 23 января 2015 года (ст. 13 ФЗ № 29) Роспотребнадзор получил право проводить внеплановые проверки ресторанов, супермаркетов и производителей продуктов питания на наличие действующей системы ХАССП.
Штрафные санкции за отсутствие системы ХАССП составляют от 100 000 до 300 000 рублей, а если предприятие, не имеющее систему ХАССП, выпустит пищевую продукцию, административное наказание будет наложено лично на его руководителя. О том, как построить систему ХАССП и избежать наложения наказаний, вы можете узнать на обучающих семинарах, которые регулярно проводят эксперты Государственного центра испытаний, сертификации и стандартизации (ГоЦИСС).
Приняв участие в обучении Вы научитесь анализировать риски, правильно определять опасные факторы и критические контрольные точки (ККТ), разрабатывать и вести документацию СМБПП, оперативно вносить в нее корректировки при изменении процессов производства, применять принципы ХАССП на практике и развертывать систему менеджмента ХАССП.
Новые знания и навыки позволят Вам самостоятельно подготовить организацию к проверкам Роспотребнадзора и аудитам торговых сетей и крупных компаний. Вы научитесь поддерживать свою систему ХАССП в рабочем состоянии, уверенно проходить любую инспекцию без наложения штрафных санкций и других взысканий. Вы также узнаете о всех «узких местах» и тонкостях действующего законодательства, регламентирующего проведение проверок Роспотребнадзора.
Ознакомиться с перечнем проводимых обучающих семинаров можно перейдя по ссылке.
Узнать о семинарах по интересующим Вас темам можно обратившись по указанным ниже контактам:
Телефон/факс: (812) 388-34-35/(812) 387-03-62
Эл.почта: info@gociss.ru
www.gociss.ruО внедрении и поддержании процедур, основанных на принципах ХАССП
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в соответствии со статьей 10 вступившего в силу с 1 июля 2013 г. Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», установлена обязанность изготовителей пищевой продукции по разработке, внедрению и поддержанию процедур, основанных на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points – анализ рисков и критические контрольные точки).
Главным государственным врачом Российской Федерации утверждены методические рекомендации, содержащие алгоритм проведения оценки процессов производства (изготовления) пищевой продукции, оценки степени риска выпуска опасной продукции предприятиями при проведении проверки (экспертизы) на основе принципов ХАССП.
За несоблюдение производителем пищевой продукции требований ТР ТС 021/2011 установлена административная ответственность в соответствии с ч. 1-3 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 г. № 745 Роспотребнадзор в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований указанного технического регламента.
Справочно:ХАССП (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) — анализ рисков и критические контрольные точки) — концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.Система обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации и используется прежде всего предприятиями — производителями пищевой продукции. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля.Система ХАССП предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции.Составление плана ХАССП
Cистема ХАССП в организации обеспечивает контроль производства пищевой продукции на всех этапах выполнения работ, где могут возникнуть опасные ситуации (процесс производства, реализация, хранение пищевой продукции и т.д.). Прежде всего оцениваются критические контрольные точки (ККТ), в которых еще могут быть предотвращены или снижены возможные риски, касающиеся потребления пищевой продукции. Как система ХАССП внедряется на предприятиях всех развивающихся стран мира и одобряется законодательством европейских стран как гарант защиты потребителей от ненадлежащим образом произведенной пищевой продукции
Разработка плана ХАССП является заключительным этапом внедрения системы ХАССП на предприятии. Данный документ разрабатывается на основе требований национального стандарта РФ стандарта ГОСТ Р 51705.1-2001.
План ХАССП представляет собой анализ рисков и критических контрольных точек для пищевой продукции. Состоит лан ХАССП из рабочих листов ХАССП, каждый из которых оформляется в виде таблицы. Эти листы содержат информацию по описанию опасностей и возможных рисках на производстве, критических точках, мониторинге, мероприятиях по управлению и распределению полномочий и ответственности.
Рабочие листы ХАССП составляются, основываясь на реальной обстановке на предприятии, и, в связи с этим, к процедуре мониторинга, корректирующим действиям и выбору ответственных лиц стоит отнестись очень внимательно.
Для того, чтобы провести мониторинг, необходимо знать предельные значения контролируемых параметров, которые указываются в рабочем листе ХАССП.
ГоЦИССДокументы системы ХАССП
1. Приказ о составе рабочей группы ХАССП2. Приказ о назначении "внутренних аудиторов"3. Область распространения СМБПП в Организации4. Руководство по безопасности пищевой продукции5. Политика в области безопасности пищевой продукции6. Документирование порядка актуализации и улучшения системы СМБПП7. Спецификация "Описание сырья и материалов, входящих в состав выпускаемой продукции" на 1 вид сырья8. Описание характеристик выпускаемой продукции: письменные рекомендации эксперта о внесении дополнительной информации в документацию предприятия, для соблюдения требований HACCP и МУ Роспотребнадзора о полноте указания информации о продукции9. Блок-схемы производственных (технологических) процессов, которые могут оказывать влияние на безопасность продукции, с идентификацией всех технологических операций. Составление блок-схемы на 1 процесс.10. Методика (процедура) идентификации, анализа и оценки опасностей11. Протокол анализа опасностей и оценки рисков12. Протокол идентификации опасностей и управляющих воздействий13. Методика "Выбора критических контрольных точек" (дерево принятия решений)14. Документирование результатов анализа рисков по каждому учитываемому опасному фактору по сырью и по технологическим операциям (протокол анализа ККТ)15. Перечень критических контрольных точек и установление критических пределов16. Разработка систем мониторинга для критических контрольных точек17. Программа обязательных предварительных мероприятий• процедуры и инструкции:• входной контроль сырья, материалов и приемочный контроль готовой продукции• идентификация и прослеживание продукции• контроль технологической дисциплины• прием посетителей, пропускной режим• техническое обслуживание и ремонт оборудования• поверка и калибровка средств измерений• уборка, мытьё и дезинфекция производственных, вспомогательных и бытовых помещений и других поверхностей• мойка и дезинфекция инвентаря и оборудования• уборка территории• борьба с грызунами, насекомыми, вредителями• транспортировка и хранение сырья и продукции• требования относительно здоровья и гигиены персонала• требования к обучению и аттестации персонала• требования по надлежащего планирования производственных, вспомогательных и бытовых помещений для избежание перекрестного загрязнения• требования относительно состояния территории, помещений, оборудования, коммуникаций, а также проведения ремонтных работ предприятия• мероприятия по защите пищевых продуктов от загрязнения и попадания посторонних предметов• обеспечение качества воды• требования относительно хранения и использования токсичных соединений и веществ• требования по обращению с отходами производства и мусора, их сбор и удаление из мощностей• контроль поставщиков• управление аллергенами и ГМО• анализ со стороны руководства• управление инфраструктурой и производственной средой• работа с жалобами потребителей• обмен информацией• порядок обращения с изделиями из стекла и хрупкого пластика18. Методика (процедура) «Порядок разработки и внедрения Плана ХАССП»19. Бланк протокола рабочей группы безопасности пищевых продуктов20. План ХАССП21. Рабочие листы ХАССП с документированием:• объектов контроля с указанием продукта или компонента, контролируемых параметров их предельных значений и исполнителя• способов мониторинга с указанием процедур, периодичности и ответственного исполнителя• корректирующих действий с указанием процедур и ответственных исполнителей• процедура оценки эффективности мониторинга (верификации процесса)22. Утвержденные формы для функционирования СМБПП:• форма Протокол Анализа Опасностей и Оценки Рисков• форма Протокол Анализа ККТ• форма Перечень Существенных Опасностей и Средств Управления• план ХАССП. ККТ• отчет по входному контролю сырья• отчет об инспекции упаковочного материала• отчет об инспекции готовой продукции• карта контрольных точек периодического профилактического обслуживания• карта контрольных точек ежедневного профилактического обслуживания• контрольные точки профилактического обслуживания строительных работ и зданий• основной список распространения документов• записка об изменениях• отчет о корректирующих действиях• основной список записей• план аудита• отчет о внутреннем аудите несоответствия• отчет анализа аудита• отчет о предупреждающих действиях• план постоянного улучшения• статус поверки / калибровки инструмента / оборудования• программы обязательных предварительных мероприятий (ПОПМ)• план рабочих программ обязательных предварительных мероприятий (РПОПМ)• спецификация продукции• отчет об очистке, уборке, санитарном контроле• отчет о борьбе с вредителями• отчет о дезинфекции• отчет аудита ежедневной санитарной обработки• отчет о медицинской проверке• план производства• утилизация несоответствующей продукции• заказ на закупку• протокол оценки поставщиков• претензия к поставщику• отчет о валидации• календарь обучения• журнал записей потребностей в обучении• отчет о вступительном обучении23. Методика (процедура) «Порядок организации и проведения внутреннего аудита»24. Форма программы и графика внутренних проверок25. Форма отчета о проведении внутреннего аудита26. Процедура «Управление документацией»27. Процедура «Управление записями»28. Форма реестра регистрационно-учетной документации29. Процедура "Управление несоответствиями, коррекцией, корректирующими и предупреждающими действиями"30. Процедура "Управление несоответствующей продукцией и утилизация"31. Процедура по изъятию из обращения продукции, несоответствующей требованиям потребителя, техническим регламентам ТС32. Процедура управления измерительным и испытательным оборудованием33. Форма протокола валидации мероприятий по управлению34. Протоколы верификации - подтверждение проверкой актуальности, адекватности и точности разработанных блок-схем и описаний35. Процедура анализа со стороны руководства36. Процедура готовности к чрезвычайным обстоятельствам и реагирование на них37. Процедура подготовки и обучения38. Процедура предварительного анализа производственного процесса39. Процедура идентификации и прослеживаемости продукцииУслуги должны быть оказаны полностью и в срок указанный в техническом задании. Обязателен выезд эксперта к Заказчику. Дистанционное оказание услуги не допускаетсяТехнический регламент о безопасности пищевой продукции
Этот Технический регламент устанавливает требования безопасности ко всем видам пищевых продуктов, процессам их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, а также формы и способы оценки соответствия такой продукции. Систему нормирования в области безопасности пищевой продукции дополняют технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие специальные требования к конкретным видам продукции. При этом специальные требования к отдельным видам пищевой продукции могут только дополнять или уточнять, но не изменять требования, установленные Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", помимо того что значительно расширяет, конкретизирует и уточняет виды и идентификационные признаки различных пищевых продуктов и требования к ним, вводит несколько новых механизмов регулирования процессов обеспечения безопасности этой продукции.Во-первых, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, вводится система их государственной регистрации (статьи 31 - 37 Технического регламента). При этом государственная регистрация в отношении отдельных производств пищевой продукции животного происхождения носит разрешительный характер, предусматривающий предварительную проверку конкретного предприятия, в отношении производства иной пищевой продукции - уведомительный учетный характер.Во-вторых, в отношении специализированной пищевой продукции, предназначенной для детского питания, диетического лечебного и профилактического питания, питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, биологических пищевых добавок, минеральной природной, лечебно-столовой и лечебной минеральной воды (статьи 24 - 26 Технического регламента), а также пищевой продукции нового вида (статьи 27 - 29 Технического регламента) вводится государственная регистрация, имеющая разрешительный характер.В-третьих, производство пищевой продукции должно осуществляться при условии обязательной разработки, внедрения и применения системы производственного контроля, основанной на принципах HACCP, являющихся разновидностью международной системы добросовестной практики и управления качеством (статьи 10 и 11 Технического регламента).--------------------------------Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ рисков и критические точки контроля.В-четвертых, производитель пищевой продукции обязан самостоятельно подтверждать посредством подачи декларации соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям Технического регламента, используя для этого по своему выбору собственные доказательства или привлекая аккредитованные испытательные организации (статья 23 Технического регламента "О безопасности пищевой продукции"). Не подлежит декларированию прошедшая государственную регистрацию специализированная пищевая продукция.В-пятых, отменяется ветеринарно-санитарная экспертиза с выдачей ветеринарных свидетельств на всех этапах обращения продукции животного происхождения, за исключением такой экспертизы, проводимой в отношении сырья животного происхождения и такой продукции непромышленного изготовления (статья 30 Технического регламента).Важное значение имеет Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", устанавливающий требования к составу, порядку представления и доведения до потребителя информации о пищевой продукции.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Приказ Роспотребнадзора от 18.01.2016 N 16 "О внедрении Методических рекомендаций ...
С целью установления безопасности пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, в ходе контрольно-надзорных мероприятий на объектах, осуществляющих транспортировку, хранение пищевой продукции и торговлю проводится выборочный отбор и лабораторный анализ проб пищевой продукции. Такой контроль является необходимым в связи с тем, что даже в условиях контроля производства продуктов питания с применением принципов ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points) при выпуске продукции на рынок, до потребителя зачастую пищевая продукция доходит через ряд операций разгрузки-погрузки, складирования, хранения, раскладки на полках демонстрационных залов, в ряде случаев - обработки, упаковки и т.п. Как следствие, продукция может утерять ряд своих естественных свойств и приобрести новые, которые не всегда являются безопасными для потребителя.Некачественной и опасной, т.е. способной нанести вред потребителю, признается пищевая продукция:- не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно-санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией (далее именуется - нормативная и техническая документация);- имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;- не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации продукции, оформленных в установленном порядке или подтверждающих соответствие посредством принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии;- свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;- маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;- с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.Любое из указанных несоответствий может являться причиной возникновения инфекционных или неинфекционных заболеваний потребителя. Кроме того, приобретение товара, не соответствующего требованиям законодательства, в ряде случаев приводит к его неиспользованию по назначению и соответствующим имущественным потерям приобретателя.Технические регламенты
Регламенты вступили в силу с 01.07.2013, с указанной даты прекратили свое действие как принятые на территориях стран - участников Союза технические регламенты, так и национальные стандарты, санитарные и ветеринарные нормы и правила.До 15.02.2015 производителям пищевой продукции разрешается выпуск в обращение пищевой продукции в соответствии с действующими нормативными актами, установленными законодательством государств - членов Таможенного союза, при условии, что на такую продукцию до вступления в силу Технического регламента были выданы документы, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям.Основополагающее значение имеет Технический регламент "О безопасности пищевой продукции", устанавливающий требования безопасности ко всем видам пищевых продуктов, процессам их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, а также формы и способы оценки соответствия такой продукции. Специальные требования к отдельным видам пищевой продукции, устанавливаемые иными техническими регламентами, могут только дополнять или уточнять, но не изменять требования, установленные данным Техническим регламентом.Технический регламент вводит несколько новых механизмов регулирования процессов обеспечения безопасности продукции.Во-первых, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, вводится система их государственной регистрации. При этом государственная регистрация в отношении отдельных производств пищевой продукции животного происхождения носит разрешительный характер, предусматривающий предварительную проверку конкретного предприятия, в отношении производства иной пищевой продукции - уведомительный учетный характер.Во-вторых, в отношении специализированной пищевой продукции, предназначенной для детского питания, питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, вводится государственная регистрация, имеющая разрешительный характер.В-третьих, производство пищевой продукции должно осуществляться при условии обязательной разработки, внедрения и применения системы производственного контроля, основанной на принципах НАССР (разновидность международной системы добросовестной практики и управления качеством).В-четвертых, производитель пищевой продукции обязан самостоятельно подтверждать посредством подачи декларации соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям Технического регламента, используя при этом по своему выбору собственные доказательства или привлекая аккредитованные испытательные организации. Вместе с тем специализированная продукция, в том числе пищевая продукция, предназначенная для детского питания, декларированию не подлежит.И, наконец, в-пятых, отменяется ветеринарно-санитарная экспертиза с выдачей ветеринарных свидетельств на всех этапах обращения продукции животного происхождения, за исключением такой экспертизы, проводимой в отношении сырья животного происхожденияОбучение ХАССП
Руководители предприятия по производству пищевых продуктов должны проверять персонал, занятый в обработке пищевой продукции, а также проводить инструктажи и (или) тренинги по вопросам пищевой безопасности и гигиены, соответствующие по своей программе основным направлениям их трудовой деятельности.Программы обучения должны:- предоставить персоналу знания, навыки и способности, которые позволят ему выполнять конкретные задачи, связанные с гигиеной молочного производства, и проверку статистического контроля производства, ХАССП или система аналогичная ХАССП;- обеспечить практическое обучение до требуемой степени;- в случае необходимости предусматривать проведение тестирования персонала;- гарантировать, что персонал, задействованный в технологическом контроле, обладает соответствующими навыками;- быть аттестованными и основываться на требованиях к профессиональному образованию;- предусматривать получение дальнейшего образования для компетентных лиц.Анализ риска и критические контрольные точки ХАССП
Системы ХАССП или системы, аналогичные ХАССП, на молочном производстве - это средство управления производственным процессом в целях обеспечения безопасности пищевых продуктов.Утверждение плана ХАССП или плана аналогичной ХАССП системы по производству молочной продукции должно гарантировать соответствие этого плана целям или критериям обеспечения производства безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции, принимая во внимание степень изменчивости наличия угроз и рисков, которая обычно связана с различным состоянием здоровья животных, сырье от которых поставлено на переработку.Частота проверок в соответствии с планом ХАССП или аналогичной ХАССП системы может варьироваться в зависимости от эксплуатационных аспектов контроля производства, а также от непосредственных результатов предыдущих проверок.Компетентный орган может лично одобрять планы ХАССП или аналогичной ХАССП системы и устанавливать частоту проверок.Микробиологическое исследование с целью проведения проверки в рамках системы ХАССП или системы, аналогичной ХАССП (например, для проверки критических пределов и статистического контроля производства), для многих пищевых продуктов является важнейшей характеристикой эффективности планов ХАССП или системы, аналогичной ХАССП.ХАССП/HACCP Ответственность и решение проблемы.
Пищевая отрасль, пожалуй, как ни одна другая сфера промышленного производства, изобилует "древними" нормативными актами (морально устаревшими, но формально носящими статус действующего документа). Практика показывает, что какими бы изначально обоснованными ни были условия о безопасности пищевой продукции, изложенные в тех или иных национальных стандартах, по прошествии времени они нуждаются в пересмотре (в том числе из-за применения новых технологий в производстве пищевой продукции), а иногда и вообще в отмене (если объем вносимых правок велик). Необходимость подобных шагов признает и профильное ведомство - Минэкономразвития. Недавно чиновники данного ведомства в рамках оценки регулирующего воздействия правовых актов различного уровня (проводимой в целях реализации Постановления Правительства РФ от 29.07.2011 N 633) высказали мнение о целесообразности отмены Санитарных правил для предприятий, вырабатывающих плодоовощные консервы, сушеные фрукты, овощи и картофель, квашеную капусту и соленые овощи (далее - Санитарные правила). При этом они привели ряд тезисов, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания, причем не только предприятий, выпускающих упомянутые виды пищевой продукции.приняты и вступили в силу следующие Технические регламенты ТС (с 1 января 2015 г. - Евразийский экономический союз (ЕАЭС)):- ТР ТС 005/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности упаковки";- ТР ТС 021/2011 "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции";- ТР ТС 023/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей";- ТР ТС 022/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки".Кроме того, с 1 июля 2010 г. государства - члены ТС применяют Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии ТС от 28.05.2010 N 299.Иначе говоря, нормативная база в части регулирования вопросов безопасности при производстве и обороте пищевой продукции, применяемая в РФ, состоит из правовых актов, принятых в рамках ЕАЭС, и национальных стандартов. При этом приоритет здесь имеют нормы технических регламентов, а не отечественных нормативно-правовых актов: при наличии правил, устанавливающих различные санитарно-эпидемиологические требования к процессам производства и оборота пищевой продукции, предпочтительными являются правила, установленные техническими регламентами. Сказанное, разумеется, справедливо не только в отношении плодоовощных консервов, сушеных фруктов, овощей и картофеля, квашеной капусты и соленых овощей, но и в отношении всей пищевой продукции.Контроль за соблюдением требований безопасностиГосударственный контроль (надзор) в отношении пищевой продукции возложен на Роспотребнадзор.При этом Приказом Роспотребнадзора от 12.07.2013 N 463 установлено, что территориальные органы и организации Роспотребнадзора при проведении проверок соответствия продукции должны руководствоваться как требованиями законодательства РФ, так и требованиями правовых актов ТС, регламентирующих применение санитарных мер, и технических регламентов ТС с учетом соответствующих переходных периодов.Другими словами, Роспотребнадзор осуществляет государственный контроль (надзор) в отношении пищевой продукции как на соответствие правовым актам ЕАЭС, так и на соответствие национальному законодательству. При этом оснований для привлечения предприятия к административной ответственности тоже два.Об ответственностиКоАП РФ определено два состава административных правонарушений в отношении безопасности пищевой продукции:- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий <...> (ст. 6.3);- нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов <...> (ст. 14.43).Размер штрафных санкций для предприятия в первом случае может составить до 20 тыс. руб., во втором - до 300 тыс. руб. (а при наличии отягчающих обстоятельств - до 1 млн руб.) <7>.--------------------------------<7> Отметим: и должностные лица из Роспотребнадзора, и даже арбитражные суды часто путают случаи применения указанных норм (см., например, Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу N А56-17438/2014). Во избежание неразберихи Роспотребнадзор выпустил разъяснения - Письмо от 29.04.2013 N 01/5020-13-32 вместе с Обзором судебной практики рассмотрения судом дел об административных правонарушениях, заявлений об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) территориальных органов Роспотребнадзора, их должностных лиц.Очевидно, что применение требований законодательства ЕАЭС и национального законодательства, в том числе в части ответственности за их неисполнение, может привести (и приводит) к созданию избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Ситуация осложняется еще и тем, что отдельные положения национальных стандартов, к сожалению, вступают в явное противоречие с нормами технических регламентов. В частности, Санитарные правила не отражают риски возникновения нарушений требований безопасности, причинения вреда жизни и здоровью граждан в условиях использования современных технологий производства консервированной продукции и современных знаний о ее критериях безопасности.При этом наличие разных требований в Санитарных правилах и технических регламентах ТС к одному объекту регулирования не только противоречит Соглашению ТС по санитарным мерам, одобренному Решением Комиссии ТС от 25.09.2009 N 85, но и создает повод для избыточных административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности в ходе надзорных мероприятий. Поскольку формально составы административных правонарушений, определенные ст. ст. 6.3 и 14.43 КоАП РФ, разные, у контролеров нет никаких законных оснований для выбора и применения лишь одной из названных норм.Получается, чтобы избежать штрафных санкций, предприятие вынуждено выполнять устаревшие Санитарные правила, то есть использовать несовременные способы соблюдения санитарного состояния на данном виде предприятия, неприемлемые для современных высокотехнологичных производств, основанных на принципах ХАССП.Два варианта решения проблемыВ тексте анализируемого Заключения Минэкономразвития, по сути, указал на два возможных варианта решения обозначенной проблемы.Первый вариант обусловлен п. 6.1 Решения Комиссии ТС от 09.12.2011 N 880. В нем буквально сказано следующее: сторонам (странам - участникам ТС, а теперь - ЕАЭС) в срок до 1 июля 2013 г. необходимо обеспечить принятие соответствующего решения о неприменении в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, нормативных правовых актов своих государств.Между тем указанная рекомендация комиссии ТС (высказанная явно с благим намерением) официальными органами РФ не выполнена до сих пор. (По меньшей мере автору не удалось найти ни самого соответствующего документа, ни хотя бы упоминаний о его существовании.) Предложение, озвученное Минэкономразвития в Письме N 14041-ОФ/Д26и, является тому косвенным подтверждением. Иначе какой смысл данному ведомству выступать с инициативой об отмене Санитарных правил?Отмена конкретного национального стандарта (в частности, Санитарных правил) - это как раз и есть второй вариант решения проблемы.Безусловно, из двух названных вариантов первый является более предпочтительным, поскольку он позволяет решить проблему с отменой устаревших национальных санитарных требований глобально. Тогда как "поштучная" отмена (пересмотр) стандартов (второй вариант), определенных правовыми актами РФ, может растянуться на длительный период. Впрочем, в сложившейся ситуации реализация даже второго варианта является положительным моментом для предприятий пищевой отрасли.Что в итоге?Чиновники Минэкономразвития в тексте экспертного Заключения, по сути, изложили систематизированный подход к порядку применения требований (установленных в рамках ЕАЭС и правовыми актами РФ), которые предъявляются к производству и обороту пищевой продукции, а также разрешения конфликта норм, установленных национальными стандартами и правовыми актами ЕАЭС.Следовательно, несмотря на то что экспертное Заключение дано в отношении одного из национальных стандартов - Санитарных правил, считаем, что тезисы и выводы, изложенные в тексте данного документа, можно распространить (при необходимости) и на другие нормативно-правовые акты, содержащие на момент их исполнения (привлечения к административной ответственности) устаревший вариант регулирования деятельности предприятий пищевой отрасли, не отвечающий современным производственным процессам и технологиям.Основная мысль, которая красной нитью проходит в тексте экспертного Заключения, такова. Если требования национального стандарта, установленные в отношении того или иного вида пищевой продукции, противоречат требованиям, установленным техническими регламентами, приоритетными для выполнения являются последние. В связи с этим привлечение предприятия к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в ситуации, когда имеется конфликт в нормах о безопасности пищевой продукции, можно оспорить, используя в том числе доводы, изложенные в тексте Заключения.
Получить подробную бесплатную консультацию по реализации на вашем предприятии принципов ХАССП или пройти сертификацию ХАССП вы можете обратившись в наш Орган по сертификации, аккредитованный на сертификации пищевых предприятий на соответствие принципов ХАССП, ГОСТ Р 51705.1-2001 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 .
Для получения дополнительной информации Вы можете воспользоваться наиболее удобной для Вас формой обратной связи
![]() Оформить заявку |
![]() Консультация |
![]() Звонок |