Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
План внедрения профстандартов или что включает в себя внедрение профессиональных стандартов
Сегодня организации стремятся получить готовый образец внедрения профстандартов, однако нужно понимать, что внедрение и применение профессиональных стандартов в организации — это сложный многоступенчатый процесс, требующий специальных знаний, умений и навыков.Внедрению профстанбартов предшествуют:
- создание рабочей группы по внедрению профстандартов, поскольку именно рабочая группа по внедрению профстандартов или как её по другому называют - комиссия по внедрению профстандартов, выполняет ключевую роль в процессе внедрения стандартов;
- издание приказа о внедрении профстандартов. Руководитель организации обязательно должен издать приказ о внедрении профстандартов (образец приказа о внедрении профстандартов сегодня без труда можно найти в сети Интернет).
- создание графика внедрения профстандартов. Для того, чтобы работа по внедрению профстандартов была максимально эффективной и результативной должен быть утверждён график внедрения профстандартов (план график внедрения профстандартов) и утверждено положение по внедрению профстандартов, образец положения по внедрению профстандартов можно скачать в Интернете или обратиться в наше Учреждение за помощью.
Краткий план внедрения профстандартов:
1. Анализ и сверка должностей, профессий, находящихся в штатном расписании со профстандартами.
Разработка плана включающего: информацию о принятых стандартах, по каким специальностям планируется принятие профстандартов и каковы даты принятия этих стандартов, а также какие должности пока нет необходимости брать в работу.
2. Сопоставление наименования профессий и должностей которые есть на сегодняшний день с теми, что приведены в профстандартах. Не редки случаи, когда требуется ввести в штатное расписание новые должности, убрать старые должности и работников перевести на те должности, которые соответствуют сегодняшним требованиям профессиональных стандартов.
3. Сопоставление функции в должностных инструкциях по работникам и тем, что указаны в профессиональном стандарте. Создание списка несоответствий с дальнейшими кадровыми и управленческими решениями по итогам несоответствия.
4. Сопоставление существующих сотрудников применительно к образованию и опыту работы.
По результатам сверки принять решения в случае расхождение кого направить на обучение, кого перевести и т.д.
5. Проверка знаний и умений и проведение процедуры внутренней аттестации или независимой оценки квалификации.
Важно чтобы процессе внедрения профстандартов все документы были оформлены с учетом требований Профстандартов внедрены в документооборот организации.
Профессиональные стандарты становятся обязательными
Статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что профессиональные стандарты являются обязательными для организаций любой формы собственности, если требования к квалификации, необходимой работнику, заданы Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Помимо этого, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 «Об утверждении особенностей применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения организациями государственного сектора Российской Федерации» определено, что с 1 января 2020 года профессиональны стандарты становятся обязательными для государственных организаций или организаций, где доля государственного участия превышает 50%.
Также профессиональные стандарты становятся обязательными в случаях:
- если с выполнением работ по должности связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
- если требования профстандарта закреплены в локальных нормативных актах организации;
- если требования профстандарта закреплены в квалификационных стандартах СРО.
Независимая оценка квалификации – это единственный инструмент проверки соответствия квалификации работника профессиональному стандарту.
Что необходимо сделать, чтобы реализовать план внедрения профстандартов:
- ознакомиться с актуальными тенденциями и перспективами развития национальной системы квалификаций;
- понять, почему и когда профессиональные стандарты становятся обязательными, и как на это реагировать работодателям и образовательным организациям;
- научиться составлять алгоритм действий по внедрению профессиональных стандартов в деятельность организации.
Вопросы, интересующие работодателей сегодня:
- внедрение профстандартов доу
- план внедрения профстандартов
- рабочая группа по внедрению профстандартов
- приказ о внедрении профстандартов
- внедрение профстандартов в организации
- внедрение профстандарта в школе
- профстандарты пошаговое внедрение
на эти и другие вопросы можно получить ответы на семинаре по внедрению профстандартов. ГоЦИСС планирует проведение цикла семинаров, на которых будет проводиться обучение внедрению профстандартов.
НДФЛ при НОК
Вопрос: Учреждение образования в 2017 году заключило договор на оказание услуг по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации. Нужно ли удерживать НДФЛ с доходов работников, которые проходили такую оценку?
Ответ: Нет. С 1 января 2017 года перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, расширен (Федеральный закон N 251-ФЗ). Статья 217 НК РФ дополнена п. 21.1, в соответствии с которым суммы платы за независимую оценку квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с законодательством РФ не облагаются НДФЛ.
Отметим, что для работников, которые самостоятельно проходят независимую оценку квалификации, введен социальный вычет по НДФЛ: п. 1 ст. 219 НК РФ дополнен пп. 6. Размер социального вычета равен сумме, уплаченной в налоговом периоде за независимую оценку квалификации на соответствие требованиям к квалификации в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 000 руб. в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов, указанным в пп. 2 - 5 п. 1 ст. 219 НК РФ. При этом возможность получения данного вида вычета у налогового агента не предусмотрена, соответственно, его можно получить только при представлении декларации по форме 3-НДФЛ.
В организации принято решение направить кандидатов на некоторые должности на независимую оценку квалификации. Вправе ли работодатель отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовл
Ответ: Работодатель вправе отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовлетворительного результата независимой оценки квалификации, но вместе с тем работодатель не может отказать в трудоустройстве соискателю, отказавшемуся от прохождения независимой оценки квалификации.
Обоснование: С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ).
Закон N 238-ФЗ направлен на создание возможностей для подтверждения соответствия квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оценка квалификации является добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.
Добровольный характер проведения независимой оценки квалификации подчеркивается также тем, что потребность в проведении оценки квалификации работников определяется работодателем.
В соответствии со ст. ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ (далее - Кодекс) вопросы прохождения оценки квалификации решаются на основании соглашения, заключенного между работником и работодателем. Периодичность прохождения оценки квалификации может быть установлена в коллективном договоре и локальных актах организации, принимаемых с учетом мнения представителей работников.
Оценка квалификации не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований. Направление работодателями работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется только с их письменного согласия, работникам предоставляются гарантии и компенсации в период прохождения оценки квалификации (ч. 2 ст. 196 Кодекса).
Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц. Если оценка квалификации проводится по направлению работодателя, то она осуществляется за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 4 Закона N 238-ФЗ).
Следует отметить, что итогом прохождения независимой оценки квалификации (удачной сдачи профессионального экзамена) является получение свидетельства о квалификации, что само по себе не влечет автоматического трудоустройства лица, прошедшего независимую оценку квалификации.
В соответствии со ст. 11 Кодекса все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 64 Кодекса запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Исходя из положений вышеназванной статьи необоснованным признается любой отказ в заключении трудового договора, если он не основан на оценке деловых качеств лица, поступающего на работу (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами).
Деловые качества - это способность физического лица выполнять определенные трудовые функции с учетом имеющейся у него профессии, специальности, квалификации, личностных качеств (например, состояния здоровья, наличия определенного уровня образования, опыта работы по специальности в данной отрасли) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Таким образом, работодатель вправе отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовлетворительного результата независимой оценки квалификации, но вместе с тем работодатель не может отказать в трудоустройстве соискателю, отказавшемуся от прохождения независимой оценки квалификации.
Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников? Кого работодатель может направить на прохождение независимой оценки квалификации? Кто может быть инициатором прохожден
Трудовым кодексом РФ не предусмотрена обязанность работодателя оценивать квалификацию всех работников. Работодатель вправе самостоятельно принимать решение о проведении независимой оценки квалификации исходя из специфики деятельности. Направление работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работодатель с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, определяет перечень необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации. Работодатель может направить на прохождение независимой оценки квалификации как работников, с которыми заключены трудовые договоры, так и соискателей на должность, которые не являются сотрудниками организации. Направление работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется с их письменного согласия. Независимая оценка квалификации может проводиться: по инициативе работника (соискателя) за счет его средств, средств иных лиц; по направлению работодателя за счет его средств на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. За работником, которого на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы направляет работодатель, сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ч. 3 ст. 196 ТК РФ). При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 6 ст. 196 ТК РФ). В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Порядок проведения независимой оценки квалификаций
Независимая оценка квалификации - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, проведенная центром оценки квалификаций в форме профессионального экзамена. Данная процедура - дело добровольное, за непроведение такой оценки штрафовать не будут.
Экзамен оплачивается или самим работником (если тот идет по собственной инициативе), или работодателем (если он направил на оценку). Результатом экзамена является свидетельство о квалификации или заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.
Общие положения о проведении профессионального экзамена определены в ст. 4 Закона N 238-ФЗ. Первым делом стоит сказать, что экзамен может проводиться как по инициативе соискателя, так и по инициативе работодателя.
В первом случае независимая оценка оплачивается соискателем либо иными физическими или юридическими лицами, во втором - оценку оплачивает работодатель.
Примечание. Утверждение порядка проведения экзамена находится в ведении Правительства РФ.
Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются:
- письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа через Интернет;
- копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
- иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
Примечание. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.
По итогам профессионального экзамена соискателю в 30-дневный срок центр оценки квалификаций выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки - заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов НОК соискателя советом по профессиональным квалификациям.
Если работодатель или лицо, претендующее на право заниматься определенной трудовой деятельностью, не согласны с решением, принятым центром оценки по итогам профессионального экзамена, они могут подать жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям. Срок на письменную жалобу - 30 календарных дней с даты информирования о результатах экзамена.
Отметим, что порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (например, порядок оценки квалификации педагогических, медицинских работников, кадастровых инженеров).
Гарантии для работника при прохождении оценки
В связи с принятием Закона N 238-ФЗ пришлось скорректировать некоторые положения Трудового кодекса в части регулирования порядка направления работодателями работников (с их письменного согласия) на прохождение оценки квалификации, а также предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки.
Гарантии для работников, направляемых работодателем на оценку. Федеральным законом от 03.07.2016 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" в первую очередь была скорректирована ст. 187 ТК РФ. В частности, определено, что при направлении работодателем сотрудника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с отрывом от работы за сотрудником сохраняются:
- место работы (должность);
- средняя заработная плата по основному месту работы.
Если оценка квалификации будет проводиться в другой местности (например, в конкретном населенном пункте нет центра оценки квалификации), работнику производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в командировки (ст. 168 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки").
Ну и конечно же, если инициатором проведения оценки квалификации работника является работодатель, то в соответствии с новой редакцией ст. 187 ТК РФ с 01.01.2017 именно он будет нести расходы по оплате такой оценки.
Были скорректированы еще две статьи Кодекса - 196 и 197. Согласно новшествам работодателю нужно будет внести изменения в коллективный договор, установив условия и порядок направления на прохождение независимой оценки. Кроме этого, нужно изменить локальный нормативный акт, которым установлены формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей. В нем надо установить перечень работников для направления на прохождение НОК с учетом мнения представительного органа работников. Порядок учета мнения определен ст. 372 ТК РФ.
Компенсации для соискателей, самостоятельно оценивающих свою квалификацию. Законодатели стимулируют проведение независимой оценки квалификации не только работников, направленных работодателем для прохождения этой процедуры. Законом N 251-ФЗ были скорректированы отдельные положения НК РФ. В частности, в его ст. 217 НК РФ включен еще один вид доходов физических лиц, не подлежащих обложению НДФЛ, - суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Кроме этого, при определении размера налоговой базы для обложения НДФЛ работник с 01.01.2017 имеет право на социальный вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность.
К сведению. Размер социального вычета составляет сумму фактически произведенных расходов на прохождение НОК, но не более 120 000 руб. за налоговый период.
Льготы для работодателей
В силу новой редакции ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки квалификации с 01.01.2017 организации смогут исключать из базы для обложения налогом на прибыль. Для учета этих расходов необходимо, чтобы:
- прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников осуществлялось на основании договора оказания услуг по проведению НОК на соответствие требованиям к квалификации согласно законодательству РФ;
- оценка квалификации осуществлялась в отношении работника, заключившего трудовой договор.
Отметим, что согласно новому абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ работодатель обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению оценки и одного года работы физического лица, прохождение оценки которого было оплачено в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.
Если организация применяет такой режим налогообложения, как ЕСХН, то с 01.01.2017 при определении объекта налогообложения можно уменьшить полученные доходы на расходы по проведению независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации.
То же самое могут сделать и организации, применяющие УСНО.
Как построена система оценки квалификаций?
Законом N 238-ФЗ определены правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.
Всего в системе оценки семь участников:
- Национальный совет;
- Национальное агентство развития квалификаций;
- советы по профессиональным квалификациям;
- центры оценки квалификаций;
- работодатели;
- соискатели;
- Минтруд.
Управлять системой независимой оценки будет Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Этот орган обеспечивает координацию деятельности:
- федеральных органов исполнительной власти;
- объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества;
- образовательных, научных и других организаций в сфере НОК.
Примечание. Положение о Национальном совете по профессиональным квалификациям утверждено Указом Президента РФ от 16.04.2014 N 249.
Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета должно обеспечивать Национальное агентство развития квалификаций. Этот же орган обеспечивает поддержку деятельности советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций (о них чуть позже).
Национальное агентство развития квалификаций формирует и осуществляет ведение информационно-справочного ресурса "Реестр независимой оценки квалификаций", который включает в себя в том числе сведения:
- о советах по профессиональным квалификациям;
- о центрах оценки квалификации;
- о наименованиях квалификаций и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации;
- о сроках действия выданных свидетельств о квалификации;
- о документах, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям;
- о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением персональных данных. Доступ к реестру гражданам и организациям предоставляется бесплатно (ст. 10 Закона N 238-ФЗ).
Совет по профессиональным квалификациям создается по решению Национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы такой оценки на общероссийском уровне. Функции совета вы можете видеть на схеме.
Что понимается под независимой оценкой квалификации?
Определение данного понятия есть в ст. 2 Закона N 238-ФЗ - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Под соискателем в указанной норме понимается не только лицо, претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности, но и уже работающий человек. Таким образом, независимая оценка квалификации может проводиться в отношении:
- работников;
- лиц, претендующих на вакансию.
Пару слов скажем о профстандартах. Напомним, что с 01.07.2016 они обязательны для применения работодателями в двух случаях:
- ч. 2 ст. 57 ТК РФ - когда наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
- ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ - когда требования к квалификации работников установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер).
Во всех остальных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Исходя из определения независимой оценки, можно смело сказать, что при ее проведении работника будут оценивать на соответствие требованиям профстандарта вне зависимости от обязательности его применения в конкретной организации.
Оценка квалификации: что и как с 2017 года
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профессиональные стандарты характеризуют квалификацию, которая нужна работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В связи с повышением требований к квалификации работников и необходимостью постоянно обновлять их компетенции приходится совершенствовать и подход к оценке квалификации. Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое имело бы универсальное признание. И вот принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". Что это такое и как будет проводиться оценка - читайте в статье.
В настоящее время регулирование вопросов сертификации квалификации работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в рамках создания систем добровольной сертификации по отдельным профессиям (областям профессиональной деятельности) и в отдельных сферах деятельности на основании отраслевого законодательства. В то же время профессиональные стандарты исключены из сферы действия данного Закона, поэтому требовалось установить правовые основы независимой оценки квалификации (НОК) на соответствие профстандартам. И теперь такой механизм есть: Закон N 238-ФЗ вступит в силу с 01.01.2017.
Независимая оценка профессиональных квалификаций
С 1 января 2017 г. в России заработает институт независимой оценки квалификации граждан на соответствие единым требованиям, установленным профессиональными стандартами. Эта оценка будет проводиться независимо как от работодателей, так и от образовательных учреждений. Поэтому она и именуется независимой. Предполагается, что тем самым уровень квалификации сотрудников на предприятиях вырастет, поскольку они будут "подтягивать" его (самостоятельно или в профильных учебных заведениях) до установленных в соответствующих стандартах требований.
В настоящее время сложилась довольно странная ситуация. Вузы готовят определенных специалистов, которые по факту на рынке труда "в чистом виде" не нужны. Им приходится доучиваться, переучиваться и т.д. и т.п. Минобразования сейчас усиленно работает над тем, чтобы учебные программы высшего, среднего профессионального и т.п. образования приблизились, что называется, к жизни. Ведь времена-то меняются, и ориентироваться в данной части следует именно на требования, пожелания, предпочтения и т.п., исходящие от потенциальных работодателей.
С другой стороны, и сами сотрудники находятся в неоднозначном положении. И даже если проведенная работодателем аттестация рабочих мест подтвердила их квалификацию, то, сменив работу, им придется возвращаться к этому вопросу повторно, опять кому-то что-то доказывая. В общем, идеальным решением стало бы получение работником хоть какого-то универсального документа, который бы признавался всеми работодателями.
На самом деле эта идея не нова. И здесь мы опять же заимствуем опыт зарубежных стран. Понятие оценки квалификации (сертификации) в международной практике представляется как процесс и результат независимой (обычно экспертной) оценки квалификации работника, в том числе признание неформального образования и обучения в организации, имеющей данные полномочия. Услуги по оценке квалификации являются платными. При этом международный опыт (Великобритании, Франции, Канады и других стран) свидетельствует о том, что развитие системы оценки квалификации работников осуществляется с помощью государственной поддержки. И это вполне логично, поскольку государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были образованными и квалифицированными специалистами. Ведь только тогда страна сможет стать более конкурентоспособной на мировой арене.
Стартовые положения
Отметим, что для формирования системы независимой оценки квалификаций еще в 2014 г. был создан Национальный совет при Президенте по профессиональным квалификациям. Работа велась при участии Российского союза промышленников и предпринимателей. Собственно говоря, и Закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ был разработан Правительством (Минтрудом) в тесной связке с объединениями работодателей. Главная цель Закона - развитие центров оценки квалификаций с тем, чтобы и работодатели, и сами работники, а также лица, которые претендуют на осуществление определенного вида трудовой деятельности, могли в постоянном режиме проводить добровольную оценку знаний и умений в независимых структурах.
Итак, что же представляет собой независимая оценка квалификации соискателей (это могут быть как работники, так и лица, которые хотят заниматься определенным видом деятельности, но у них нет "бумажки", подтверждающей наличие соответствующей квалификации)? Законом N 238-ФЗ определено, что это специальная процедура, которая проводится центром оценки квалификации. А проще говоря, названным соискателям нужно просто сдать профессиональный экзамен. Порядок его проведения установит Правительство. В любом случае в центр оценки квалификаций нужно будет подать соответствующее заявление по установленному образцу. Сделать это можно как лично (или через законного представителя), так и в форме электронного документа по ТКС общего пользования (в т.ч. через сеть Интернет). К заявлению прикладываются копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в специальном реестре.
К сведению! В Минтруда рассчитывают, что в течение ближайших трех лет на территории нашей страны будет создано не менее 400 центров оценки квалификаций.
Кто платит
Независимая оценка квалификации проводится за плату. Источник "финансирования" определяется тем, кто является инициатором проведения данной процедуры. Если инициатива исходит от самого сотрудника или лица, которое планирует работать на определенной должности и ему нужно подтверждение того, что у него для этого имеется соответствующая квалификация, то и оплачивать "удовольствие" будут именно они.
Возможен второй вариант - оценка квалификации проводится по направлению работодателя. В этом случае он берет на себя и соответствующие расходы.
По итогам экзамена
Соискатель может как сдать профессиональный экзамен, так и провалить его. В первом случае в течение 30 дней ему выдается свидетельство о квалификации. Оно подтверждает, что квалификация соответствует профстандарту или иным требованиям, установленным нормативными правовыми актами. Сведения о выданном свидетельстве также заносятся в специальный реестр.
Во-втором случае, то есть если сдать экзамен не удалось, соискателю выдается заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации, что, собственно, нужно ему "подтянуть". При этом данное решение можно обжаловать - с этой целью подается письменная жалоба в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям. Подать ее может как сам соискатель, так и направивший его работодатель.
Трудовые гарантии
Как мы уже сказали, в случае, когда именно работодатель направляет сотрудника на прохождение независимой оценки его квалификации на соответствие положениям профстандарта или иным квалификационным требованиям, то именно он и несет соответствующие затраты. Однако на этом его обязанности не заканчиваются. Законом от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ, который также вступает в силу с 1 января 2017 г., внесены поправки в Трудовой кодекс, которые устанавливают дополнительные гарантии для лиц, направленных на такую оценку. Так, если для сдачи профэкзамена сотруднику придется оторваться от работы, да еще и уехать в другую местность, то работодатель должен:
- сохранить за таким работником место работы (должность) и среднюю зарплату по основному месту работы. Обратите внимание, что в данном случае речь идет только об основных работниках. То есть внешним совместителям такой бонус не полагается;
- оплатить командировочные в том же порядке, как если бы работник был направлен в обычную служебную поездку.
Отметим также, что непосредственно в ТК закреплено право работодателя самостоятельно определять потребность в направлении сотрудника для прохождения независимой оценки его квалификации. Но направить на "оценку" сотрудника работодатель может только при наличии письменного согласия на то работника.
В свою очередь, и работникам дано право на прохождение такой оценки. А реализуется оно путем заключения договора между работником и работодателем (ст. 197 ТК в ред. Закона N 239-ФЗ).
"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2016, N 29
О.Морозова
Проведение независимой оценки квалификации
1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций (ЦОК) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.
5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.
6. Соискатель, работодатель, иные указанные физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.
Основные понятия, в области проведения независимой оценки профессиональных квалификаций
- Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) - автономная некоммерческая организация, которая создана в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в РФ, в состав учредителей агентства входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;
- Национальный совет (Нацсовет) - национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;
- Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее - независимая оценка квалификации), - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- Оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации (КОС) - комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;
- Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации - информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее - реестр);
- Совет по профессиональным квалификациям - орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;
- Соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- Центр оценки квалификаций (ЦОК) - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Совет по профессиональным квалификациям
1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.
2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.
3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.
4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:
1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;
5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;
6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;
7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;
8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;
9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.
5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ
"О независимой оценке квалификации"
Центр оценки квалификаций (ЦОК)
Центр оценки квалификаций (ЦОК) - в соответствии с законодательством РФ ЦОК осуществляет следующую деятельность:
- Проводит независимую оценку квалификации (перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям).
- Проводит профессиональные экзамены заявителей (Проводит независимую оценку квалификаций сотрудников (в виде профессионального экзамена) на предмет соответствия профессиональным стандартам и квалификационным требованиям.
- Выдает государственные свидетельства о профессиональной квалификации работников, которые вносятся в единый федеральный реестр, доступ с которому имеют все заинтересованные стороны, в том числе работодатели и работники.
Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:
- несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;
- неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;
- представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;
- поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;
- ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.