1
1

Сертификация как способ оценки стабильности и качества технологического процесса

Сегодня, когда Россия, стремясь соответствовать общемировым требованиям и тенденциям развития, столкнулась с предвзятым отношением, с санкциями, которые не имеют ничего общего с требованиями ВТО, вопросы импортозамещения и выпуска собственной продукции стабильного качества, как никогда актуальны.

Качество, слово, которым мы пользуемся в повседневной жизни и качество, как понятие, которым руководствуются производители товаров и услуг - разные понятия, хотя интуитивно и близкие. В производстве товаров и услуг под понятием качество понимают соответствие наперёд заданным требованиям. И в этом смысле, нет низкокачественных товаров и услуг. Есть товары и услуги не соответствующие требованиям, строго говоря - это брак! Естественно, что любое предприятие заинтересовано в снижении издержек (брака) и в увеличении дохода. Одним из эффективных способов и критериев оценки состояния организации является сертификация системы менеджмента качества, функционирующей в организации на соответствие требованиям ISO 9001.

Система менеджмента качества (СМК) – набор приёмов и методов управления выпуском продукции, отвечающей законодательным требованиям и требованиям потребителей, с минимальными издержками. И в этом случае на первый план выходит правильно выстроенный, современный технологический процесс производства или оказания услуги, и, естественно, персонал организации. Так как именно человек с его знаниями, опытом, межличностными отношениями, пониманием задач, стоящих перед организацией, знанием политики организации в области качества, является тем «капиталом», который решает производственные задачи.

В процессе функционирования СМК, у руководства организации всегда есть вопрос: «Насколько действующая СМК обеспечивает стабильность качественных характеристик технологического процесса в целом? Есть ли в технологическом процессе звенья, требующие замены, ликвидации, совершенствования? Если есть, то, какие корректирующие действия, и в какие сроки надо провести? Кому поручить выполнение этой работы? и т.д.»

Ответы на все эти вопросы, как показывает общемировая практика, можно получить только в процессе сертификации СМК на соответствие требованиям ISO 9001. Важным действующим лицом в этом процессе является менеджер по качеству (представитель руководства по качеству), получивший соответствующую подготовку. В развитых странах дисциплины по управлению качеством преподаются в университетах, институтах, колледжах. Сущест¬вует аспирантура, а фирмы тратят немалые средства на обучение и переподготовку кадров, создают такую атмосферу, когда постоянно повышать свою квалификацию — престижно.

Факторы, на которые необходимо обратить внимание в процессе сертификации СМК:

В ряде исследований было установлено, что ущерб, который терпит заказчик из-за несоблюдения его требований, пропорционален квадрату величины отклонения показателей качества. Это надо учитывать, устанавливая требования к производственным технологическим процессам.

Качество и себестоимость готового изделия в основном определяются качеством проекта и технологии. Поэтому при проектировании, планировании производства и методов контроля надо ориентироваться на требования к качеству готовой продукции. Необходимо выявлять зависимость эксплуатационных характеристик от других параметров изделия и технологического про¬цесса и, используя установленную зависимость, проводить планирование эксперимента на основе статистических расчетов.

Безусловно, все эти требования должны быть постоянно в поле зрения руководства организации, а не только в ходе сертификации и инспекционного контроля сертифицированной системы менеджмента. Именно сертификация и последующий инспекционный контроль за функционированием СМК позволяют выработать постоянно действующий механизм обеспечивающий организации конкурентные преимущества.

Наш опыт работы с организациями, проходившими сертификацию СМК, показывает, что успех организации, прошедшей сертификацию, зависит, в первую очередь, от того насколько руководство организации представляет себе цели и задачи СМК, а также от того с какой целью предприятие проводит сертификацию. Не секрет, что довольно часто сертификацию СМК рассматривают как некую модную тенденцию и не более того. В этом случае такие руководители, иногда прямо, иногда иносказательно, говорят о том, что сертификация СМК для них только красивая бумага, которую можно повесить на стене в кабинете. Такое отношение руководства к СМК отлично чувствует персонал организации и относится к ней как к эпизодической проходящей работе. Такой подход непременно, рано или поздно, приводит к серьезным срывам как в качестве товаров и услуг, оказываемых данной организацией, так и к потерям рынков, а, следовательно, и прибыли.

В настоящее время всё больше руководителей организаций стремятся внедрить и сертифицировать СМК, разработанную на основе самого популярного в мире международного стандарта по системе менеджмента качества ISO 9001 и, как следствие обеспечить эффективное и результативное функционирование технологических процессов, а также их контроль, оценку и постоянное совершенствование. Отрадно отметить, что, получение сертификата соответствия требованиям ISO 9001 и другим популярным стандартам, таким как ISO 14001, OHSAS 18001, ISO 22000 уже не является для многих руководителей конечной целью.

Статья была представлена экспертами ГоЦИСС (С.В. Мышеловский, П.М. Шавкунов) на:
-XXII-ом МЕЖДУНАРОДНОМ ФОРУМЕ «БИОФИЗТЕХНОЛОГИИ»;
-XXII-ых МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕПЬЕВСКИХ ЧТЕНИЯХ XXXVIII-ой ВСЕРОСИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ


Оформить заявку


Консультация


Звонок