Работаем по всей России
8-911-223-33-04
8-906-262-29-52
info@gociss.ru


Сертификация системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015)

Сегодня для большинства людей, и в первую очередь руководителей, сертификация систем менеджмента качества по ИСО 9001 (сертификация СМК) не является чем-то необычным, непонятным. Вместе с тем, мало кто задумывается над смысловым значением как этого словосочетания в целом, так и его составляющих. Поэтому, прежде чем осмыслить необходимость сертификации СМК и порядок действий при проведении сертификации систем менеджмента, выбора центра по сертификации или органа сертификации, ещё до того счастливого момента получения сертификата ISO 9001, давайте поймём значение и дадим определение каждого слова в словосочетании «система менеджмента качества».

Система – нечто целое, составленное из отдельных частей и одновременно метод действий, устанавливающий определённый порядок и правила, направленный на упорядочивание связей элементов целого.

Менеджмент – управление. В нашем случае это управление, направленное на достижение поставленной цели. Или, что не менее важно, перевод системы предприятия из одного (более низкого) состояния в другое (более высокое) состояние.

Качество. Это слово настолько привычно для нас, что мы не задумываемся над ним. Оно ясно и понятно, но так ли это? Качество имеет несколько определений. В нашем случае это соответствие наперёд заданным требованиям, определяющих совокупность свойств и признаков, внешнюю и внутреннюю определённость предмета (услуги), теряя которые предмет (услуга) перестаёт быть тем, чем она является.

Таким образом, система менеджмента качества (СМК) - это совокупность действий, осуществляемых в определённом порядке и по определённым правилам, направленных на достижение более высокого уровня развития предприятия или организации с целью устойчивого выпуска продукции (оказания услуг) с определёнными наперёд заданными характеристиками.

При этом, как ясно из вышесказанного, достижение нового, более высокого уровня, возможно только, если все составляющие системы (отдельные части предприятия, и его подразделения) работают по единым правилам, которые упорядочивают их связи. Это означает, что СМК, в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015, работает тогда и только тогда, когда в каждом подразделении предприятия есть чёткое представление о стоящих перед организацией целях, методах действий, обеспечивающих устойчивую работу с выпуском продукции с наперёд заданными характеристиками, соответствующими требованиям потребителя.

Внедрение СМК, отвечающей требованиям международного сертификата качества ISO 9001, подтверждается аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента качества (в некоторых случаях «центром по сертификации интегрированных систем менеджмента»), прошедшем аккредитацию в соответствующей национальной и/или международной системах аккредитации. В Российской Федерации национальным аккредитующим органом является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация)

Сертификация – процесс подтверждения надлежащей (соответствующей требованиям ИСО 9001) работы организации в целом, и её отдельных подразделений в частности.

Сертификат – документ удостоверяющий, что организация способна устойчиво, на протяжении всего периода действия сертификата, выпускать продукцию или оказывать услуги, соответствующие заданным требованиям.

Получение сертификата качества (сертификация ISO 9001) - определённая процедура по проверке органом по сертификации СМК комплекта документации, соответствующей требованиям ИСО 9001, эффективности и результативности её внедрения в организации. При этом в процессе разработки этих документов и подготовке организации к сертификации руководителю необходимо сформировать для самого себя те требования, которые он должен научиться предъявлять к себе, как в постановке задач перед подчинёнными, так и в оценке результатов выполнения и решения этих задач подчинёнными с применением универсальных методик СМК. Такой подход позволит не только получить сертификат ИСО 9001, но и обеспечить результативное функционирование системы качества. Нужно отметить, что сегодня многие руководители считают первостепенной задачей не разработать и внедрить систему менеджмента качества, а получить сертификат ISO 9001.

Следует понимать, что получение сертификата качества (сертификата ISO 9001:2015) не является одномоментным и разовым действием. Организация, как живой организм, развивается, совершенствует свою организационную структуру и возможности, осваивает новые виды продукции (услуг), меняет нормативные документы, определяющие его функциональные, производственные и иные возможности, меняются и стандарты ИСО 9001, так в конце 2015 года вышла новая версия международного стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Кроме того, на предприятии имеет место смена кадрового состава. Всё это в той или иной степени, затрагивает и существующую на предприятии СМК. В связи с этим, орган, выдавший сертификат, обязан проводить проверку функционирования СМК предприятия на предмет её соответствия установленным требованиям. Такая проверка называется - инспекционный контроль сертифицированной системы качества. Инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества может быть как плановым, так и внеплановым. Внеплановый инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества проводится по заявлениям потребителей продукции работ и услуг, или по решению органа по сертификации, когда у него имеются достаточные для этого основания.

Проведение такого контроля помогает предприятию критически осмыслить работу СМК, устранить, имеющие место, несоответствия требованиям действующих нормативных документов, как стандартов серии ИСО 9001, так и, при необходимости, иных стандартов, затрагивающих, в той или иной степени, деятельность предприятия. Например, таких как: ISO 22000 (ГОСТ Р ИСО 22000-2007), ХАССП (эффективность внедрения принципов ХАССП), СМБПП (OHSAS 18001:2007 / ГОСТ Р 54934-2012) и других нормативных документов, регламентирующих требования к системам менеджмента.


Оформить заявку


Консультация


Звонок